Навигация по сайту Моя кладовка

Отличный сабвуфер для музыки и кино

Страница
1
2
3

6. Измерения

Интересный момент - а насколько нужен вибропоглотитель? Бытует мнение, что он совсем не нужен, нужны только распорки. Действительно, если саб полностью заполнен распорками, то больше ничего и не нужно. А все же? Низкочастотный вибрации (с частотами 10...60 Гц) вибропоглотителем практически не подавить. Здесь хорошо помогают (помимо распорок) двойные стенки, пространство между которыми заполнено песком. Мне это не подходит. Но ведь стенки могут колебаться не только с частотой, излучаемой динамиком. У них же есть свой собственнный резонанс. Проверяем: постучал пальцем по стенке - услышал довольно заметный призвук: что-то вроде звона. Прислонил микрофон к стенке, постучал пальцем - так и есть, стенка имеет собственные колебания с частотой порядка 1 кГц. Вот спектры колебаний стенок исходные, и с двойным (STP + герлен-изолон) вибропоглотителем. Результат налицо.

Боковая стенка :

Верхняя стенка:

Хорошо видно, что кроме среднечастотных призвуков (в районе 500...700 Гц), заметно снизились призвуки в сабвуферном диапазоне - ниже 100...200 Гц, а это хорошо повлияет на звук. Это в основном заслуга материала STP.

И в конце-концов, что же получилось? Вот АЧХ моего сабвуфера в ближнем поле (при выходном сопротивлении усилителя 3 Ом):

Обалденно получилось! Я специально взял линейный масштаб по оси частот, чтобы было нагляднее. Завал на 20 Гц, равный 15 дБ - это очень немного, а если его подправить корректором Линквица, то будет ого-го!

Это измерение в ближнем поле (т.е. без влияния комнаты). А комната приподнимает самые низкие частоты, поэтому даже без корректора реально в комнате звучать будет лучше - басистее.

Даже в таком виде сабвуфер звучит очень достойно. Старый саб ниже 30 Гц вообще молчал, а оказывается ниже 30 Гц есть жизнь! Не на всякой музыке, но есть. И звучание становится более фундаментальным. И, как ни странно, более прозрачным! Я никогда бы не подумал, что басы бывают прозрачными! Звук - ну просто совсем другой, басы обволакивают, в них просто купаешься! Признаюсь честно - значительная часть эмоций относится к скорректированному сабу - с корректором он звучит лучше. Но об этом позже.

Для сравнения приведу АЧХ саба из довольно дорогого мультимедийного комплекта. Внимательно посмотрите: бубнит на одной частоте 80...110 Гц, а выше и, главное, ниже - сплошные завалы. 50 Гц завалено на 12 дБ, а 30 Гц - аж на 24 дБ! По-настоящему низких в нем вообще не слышно!!!

Похожая АЧХ и у многих автомобильных сабов - прислушайтесь в проезжающих машинах - сабы тоже на одной ноте бубнят. Кстати, "изготовители" современной диджейской (клубной) музыки знают это и специально делают бас на одной ноте на частоте порядка 80 Гц - чтобы хорошо и громко "долбило" в таких сабах.

А сейчас попытаюсь ответить на вопрос - почему бас такой прозрачный. Вот нелинейные искажения сабвуфера (расстояние до микрофона 5 см, напряжение на динамике 3 В (ампл.), при этом его громкость соответствует прослушиванию музыки "нормально, не очень громко", с уровнем около 75 дБ - это уровень комфортного прослушивания для большинства людей):

Оценка: "Отлично" - в большей части спектра гармоники заметно меньше 1%! Более высокие гармоники практически отсутствуют (график THD практически совпадает с графиком 2-й гармоники). Присутствуют практически только 2-я и 3-я гармоники, причем третья гармоника совсем мизерная!

Значительная (относительно) вторая гармоника на мой взгляд вызвана не столько свойствами динамика, сколько маленьким объемом ящика. При движении диффузора внутрь, воздух в ящике сжимается, давление растет. При движении наружу - давление в ящике падает, наступает разрежение. Но это происходит в разных количествах: рост давления сильнее, чем разрежение (чем меньше ящик, тем больше разница). Вот и несимметрия, отсюда и вторая гармоника. На частотах выше 40 Гц Кг не превышает 1%. Это просто отлично, ведь практически весь звук находится здесь! Для сравнения - у обычных колонок (дорогих и хороших) на частотах порядка 40 Гц Кг во много раз больше! Вот, например, искажения колонки Dali IKON 7 за 1500$ (информация взята отсюда: http://www.stereo.ru/test.php?article_id=156&page=2&tree_id_1=59):

Ниже 40...60 Гц искажения резко растут и достигают многих процентов, тогда как у саба искажения в самом худшем случае едва переваливает за один процент. Кстати говоря, это один из больших плюсов наличия сабуфера в системе: искажения даже у самых лучших колонок на низких частотах огромны, а у хорошего саба - малы.

Интересно, что по сравнению со второй гармоникой, третья гармоника намного (чуть ли не в 10 раз) ниже (а еще более высокие гармоники еще в 10 раз ниже) - на слух вторая гармоника практически не воспринимается "плохо звучащей" (а вот третья и особенно еще более высокие - воспринимаются). Некоторые даже считают вторую гармонику "хорошо звучащей" и вводят в аппаратуру при помощи всяких там "улучшайзеров" (например, именно так имитируется "ламповый" звук). Поэтому что мы получили? Небольшую и "хорошо звучащую" 2-ю гармонику и мизерную 3-ю. Вот и чистота и прозрачность звука отсюда и происходят.

Оценка динамики саба. Переходной процесс - реакция на пакет из пяти периодов синусоиды:

Розовый график - то, что шло с усилителя, черный - сигнал с микрофона (ближнее поле, 2 см). Усилитель с линейной АЧХ кроме входного конденсатора (частота среза 12 Гц). Вывод - саб довольно быстрый. Должен давать четкий, быстрый и чистый бас (и дает! ничуть не "гудит" и не "попердывает", как делал Свен!). Длинный хвост на нижнем графике - это в усилителе фон 50 Гц. Пока что усилитель временный и не очень качественный. Да, есть небольшая задержка во времени - на 25-ти герцах инвертируется фаза, но на слух это незаметно. Кроме того, обратите внимание на отсутствие всяких лишних призвуков - звуковой сигнал практически повторяет электрический - пакет синусов звука начинается и заканчивается одновременно с напряжением.

Для сравнения приведу график переходного процесса сабвуфера Свен-620, который я довольно сильно переделал, после чего он стал звучать заметно лучше. На частоте 25 Гц, микрофон перед диффузором и у фазоинвертора. Видно, что звук (черная линия) совершает много "лишних телодвижений" и сильно искажен.

И на частоте 60 Гц: долгая "раскачка" и длинные "хвосты" затухания.

Так что по "быстроте баса" мой новый саб обставил Свен по всем статьям. При этом его звук более "глубокий" и "наполненный" и гораздо более чистый. А ведь Свен - "довольно неплохо звучащий" саб, просто мой новый - отлично звучащий саб!

Правда, в этой бочке меда есть и ложка дегтя: когда саб громко играет, все в доме начинает дребезжать. А когда очень громко (и с большим подъемом на частотах около 20 Гц), то такое впечатление, что дребезжат даже перекрытия!

 

17.08.2009

Страница
1
2
3

Счетчик