Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Часть 1

Мне в руки попал довольно свеженький мультимедийный комплект Top device TD 180 / 2.0. Про него опубликованы довольно хорошие отзывы в обзоре на IXBT. Однако там все очень кратко, да и подобные обзоры больше ставят целью подчеркнуть достоинства изделия. Поэтому я постараюсь объективно и по возможности полно описать сей девайс. Кстати, в обзоре написано, что это первое крупное изделие фирмы, но я уже писал про свои колонки “СОЛО-1” – они от Top device, а не от Microlab.

Скажу сразу – я планирую глобальную переделку усилителя (от него останется только корпус), от колонок я, скорее всего, избавлюсь. Поэтому вполне возможно, что не все надежды по исследованию характеристик и доработке я оправдаю этой своей работой.

Однако такая глобальная работа запланирована на отдаленное будущее, а пока я попользуюсь тем, что есть. И поизучаю – что это за агрегат и как его можно немного улучшить. Хотя, возможно что и улучшать не очень-то придется – я даже не ожидал, что мне так понравится его конструкция.

Ну, поехали, посмотрим, что же я получил за свои 100$!

Внешний вид и конструкция Top device TD 180/2.0

Устройство представляет собой усилитель в виде отдельного блока, оформленного, как настоящий Hi-Fi усилок, и двух пассивных колонок.

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Причем, если усилитель оформлен действительно хорошо, то колонки черного цвета выглядят настоящими убоищами! Что с грилем, что без! В упомянутом обзоре это самые некрасивые колонки! Я как представлю, что этим (нехилым по размерам) гробикам нужно будет сочетаться по цвету хоть с чем-нибудь в моем доме, так становится нехорошо! “Благородный черный цвет” (как сказано в обзоре) больше подходит для больших колонок (и то ИМХО далеко не для всех), которые выглядят самостотельными. А это – @#$$%%^%$.

У колонок есть небольшие ножки – удобнее устанавливать. Фазоинвернтор щелевого типа и выведен вперед. У такой конструкции есть и за и против, что пересилит – увидим в свое время. По идее должно быть лучше, но пока на фото видно, что у правой колонки справа внутри ФИ белое пятнышко – это задир МДФ. Небольшая щепочка откололась и задралась. Нужно будет либо подклеить, либо оторвать и закрасить. Большой плюс фазоинвертора, выведенного вперед – колонку можно ставить вплотную к стене и даже повесить на стену (у этих колонок никакого крепления сзади нет, как повесить – придумывайте сами). Что хорошего в вешании на стену? Очень грубо поясняю на пальцах: НЧ и ВЧ динамики находятся на некотором расстоянии, и излучаемый ими звуки “должны смешаться” (это называется диаграмма направленности). А смешиваются они на довольно приличном расстоянии, поэтому имеет смысл отодвигать колонки подальше. Кстати, чем меньше расстояние между динамиками, тем “быстре смешиваются” их сигналы, поэтому странно, что динамики колонок расположены так далеко друг от друга – ведь компьютерные колонки ставятся близко к слушателю.

Грили колонок симметричные – не надо искать где верх, а где – низ. Штифты грилей хоть и пластиковые, но короткие, не так легко ломаются при установке/снятии, чем, скажем, у СОЛО-1.

НЧ динамик имеет полиуретановый подвес с малым ходом. С одной стороны, это не есть хорошо – на большой громкости (или при обилии низких) будут расти искажения. С другой стороны – а в таком галимом динамике и без того искажений будет навалом, зато диффузор не будет колбасить на большой громкости на низких частотах (в принципе у динамиков, оформленных как ФИ, диффузор может и вырвать нафиг!).

Я постучал по корпусу колонок и услышал громкий звук: стенки тонкие, вибропоглотителя наверняка нет, так что стенки похоже будут сильно “подыгрывать” во время работы. Вообще, похоже колонки здесь – слабое звено. Действительно, хороший усилитель сделать проще, чем приличные колонки. Дальше посмотрим на это внимательно.

В комплект входят акустические провода сечением 0,5 мм2 довольно аккуратно сделанные – провода разного цвета и концы их помечены цветными трубками-термоусадками – наглядно. Выводы облужены, так что не распушаются:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Еще в комплекте два межблочника: тюльпан – маленький (3,5 мм) джек и тюльпан-тюльпан. Также в комплект входит инструкция! На 22 страницах на хорошей бумаге!!! Впервые такое вижу у недорогих мультимедийных сиситем. Правда не обошлось без ляпсусов. Часть текста относится к совсем другой системе, например цитирую: “Регулировка общего уровня громкости – на боковой панели правой колонки находится ручка регулятора уровня громкости…”

Что касается усилителя, то его конструкция вызвала даже небольшой восторг! Честно говоря, я даже не ожидал такого подхода от мультимедийной недорогой системы, тем более китайской! Сделано добротно. Совсем без фуфлятины не обошлось, но это в общем-то мелочи!

Начать с того, что весь крепеж выполнен винтами, а не саморезами! (саморезы дешевле, винты – надежнее) Боковые черный накладки – бутафория, но смотрятся красиво. У меня усилок не поместился в компьютерный стол, поэтому я накладки снял. Без них выглядит не так дорого, но все же ничего, тем более, что у меня с боков его и не видно:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Даже под накладками боковые стенки оформлены правильно (есть углубления для винтов). Причем корпус – стальной, пусть и тонкий! Все же не пластмасса. Это очень хорошо и для прочности, и для экранирования помех и для теплоотдачи.

Вентиляционные отверстия есть как на верхней, так и на нижней стенках, причем сама плата с радиатором немного приподнята надо дном для лучшей вентиляции. И сам усилитель имеет небольшие ножки. Это грамотное решение – усилитель греется и хорошее охлаждение ему не помешает:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

На передней панели находится выключатель питания, регулятор громкости, регуляторы тембра и кнопка “BYPASS” для “обхода” темброблока (это может немного улучшить звучание). Регулятор громкости и логотип подсвечиваются синим светом:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Верхнее фото сделано при слабом освещении, нижнее – со вспышкой. Т.е. подсветка довольно яркая, ее видно хорошо. Регулятор громкости подсвечен тремя светодиодами, а логотип – одним, причем его легко отключить, а надпись Top device TD 180 / 2.0 залепить чем-нибудь аудиофильским, и хвастаться! Мне кажется, что надпись Top device TD 180 / 2.0 лучше будет выглядеть, если подсветить ее красным.

На задней панели расположены входы – тюльпаны (AUDIO IN) и миниджек (правее, на корпусе обозначен стрелкой). Входы параллельны и независимы. Кстати, в паспорте нигде не сказано про вход “джек”, так что он может быть не везде установлен. Тюльпаны и более качественны, и более надежны, так что их установка оправданна и является признаком “хорошего тона”. Выход – не прищепки, а зажимы – тоже очень хорошо. Они малогабаритные, расположены тесновато, крутить не очень удобно. Но большие и не влезли бы, и не смотрелись. А провод один раз закрепить – самое то. Я уже много раз подключал-отключал колоночные провода, нормально:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Справа от трансформатора на красном проводе находится черная фуська – держатель предохранителя. Плюс – то, что его вообще здесь поставили, минус – чтобы поменять, нужно снимать крышку.

Вообще, усилитель сделан с претензией на Hi-End’ность, и это удалось:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Размещение блоков грамотное, сделано добротно, платы прикручены винтами, каждая пятью (!). Гайки крепления трансформатора и выходных клемм залиты красным лаком – чтобы не откручивались от вибрации. На клеммах установлены прикольные такие огромные гайки, но это ничему не мешает. Большая плата содержит источник питания микросхемы усилителя мощности, стабилизатор питания для ОУ, мощный усилитель и кое-что еще. Радиатор насколько может экранирует наводки от трансформатора. На самом деле он в этом помогает мало, но хоть чуть-чуть… А другое расположение и этого не даст. Поскольку радиатор стоИт на плате, то чтобы не перекрывать путь потоку воздуха, в плате сделаны отверстия, совпадающие с промежутками между ребрами радиатора:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Это довольно редкое решение для дешевой техники. И в более дорогих устройствах не всегда эти отверстия делают. Потому как лишняя работа удорожает плату. Зато и с охлаждением все ОК. Площадь радиатора ~440 см2 – довольно хорошо для такого устройства и ее вполне хватает, если не закрывать вентиляционные отверстия на корпусе.

Плата с регуляторами громкости и тембра установлена возле передней панели. Все межсоединения – разъемные, так что при желании все легко разбирается. Сетевой выключатель надежно заизолирован:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Монтаж довольно качественный все детали установлены, пустых мест нет. Правда некоторые детали плотно не прижаты к плате – это не очень хорошо. Выпрямительные диоды раходятся на расстоянии примерно 10 мм от платы – а вот это правильно! Так они гораздо лучше охлаждаются. Микросхема изолирована от радиатора, термопасты на нее не пожалели. Сетевой выключатель установлен не на плате, а на корпусе – даже в случае появления утечки, ток из сети в схему не попадет:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0
Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

А вот обратная сторона плат. Сразу видно, что плата чем-то была залита. Ну, наша бочка меда оказалась не без ложки дегтя (Китай, блин)! Хотя это только с краю, и скорее всего без последствий, по крайней мере я ничего не вытирал, а все работает. Кроме того, плата не до конца отмыта от канифоли, но похоже это чистая канифоль, причем не горелая, поэтому плохого быть не должно:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0
Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Нужно отметить, что и здесь меня поджидал приятный сюрприз: дорожки по которым протекает большой ток (питание, выход) покрыты слоем припоя толщиной 1…1,5 мм! Получлись проводники большого сечения. Впервые вижу такое в дешевой мультимедии! Разводка грамотная, порадовало соединение земляных проводников в одно точке. Одна дорожка перерезана и туда впаян диод. Для чего – фиг знает, возможно в конструкцию было внесено изменение уже на выходе производства.

Добавим сюда, что все узлы усилителя легко садятся на свои места, ничего не нужно устанавливать при помощи лома и какой-то матери. Так что по крайней мере с точки зрения конструкции погресс немалый!

Прослушивание

Как я и ожидал, на вид это выглядит лучше, чем звучит. Но звучит довольно достойно. Я уже забыл, как звучала система СОЛО-1, но ИМХО Top device TD 180 / 2.0 звучит чуть лучше. В среднем положении регуляторов тембра есть небольшая разница – включен “обход”, или нет. По идее разницы быть не должно, видимо АЧХ темброблока плоховата. В положении “обход” (на мой вкус) средние звучат глуховато, и присутствует некоторое бубнение. В среднем положении тембров (темброблок включен) мне понравилось больше. Низких показалось маловато, и они неглубокие. Причина – ИМХО конструкция мидвуфера. Максимальной громкости достаточно для компьютерного прослушивания, но на полноценную дискотеку не тянет. Особенно любителям расколбасного баса – его здесь ловить нечего. Подъем низких тембром мало что дает – их становится больше, но все же они неглубокие. Или я уже избалован хорошими колонками? Верхние поднимать не хочется. И опускать тоже. Комфортное расстояние от колонок довольно большое, нужно слушать по меньшей мере на расстоянии вытянутой руки.

На “неродных” колонках картина заметно меняется. В режиме “обход” все нормально звучит – видимо бубнение издают колонки, а вот если включить темброблок (регуляторы в среднем положении), то “верхний низ” слегка проваливается. Глубины низких все равно не хватает, но они по крайней мере лучше звучат. Собственно, на этих колонках звучит лучше все, но все же до настоящего Hi-Fi не дотягивает (все же микросхема усилителя мощности не ахти). Темброблок включать совсем не хочется, если поднимаю высокие – звучание становится неприятным – причина ИМХО в неправильной АЧХ (поднимаются не только высокие, но и вся верхняя середина).

Левый канал звучит заметно громче правого – при прослушивании моно записей (полезно для тестирования) виртуальный источник находится заметно слева. Причем для любых колонок. При этом звук исходит из одной точки, это означает, что фазовые характеристики каналов одинаковы. Но это в режиме “обход (BYPASS)”, а если включить темброблок, то картинка размазывается по панораме почти на ширину экрана 17 дюймового монитора. Ну что ж, в дешевой аппаратуре никто не будет подбирать одинаковые элементы темброблока в каждый канал (разброс параметров деталей – причина фазовых искажений). Тем более, что на стереосигнале это почти не заметно.

При включении-выключении в колонках тишина, ничего не бумкает. Шума/фона в обычных условиях не слышно (ухо к колонке не прикладывал).

В устройстве есть выход на наушники, при втыкании наушников колонки автоматически отключаются. В наушниках (Sennheiser HD-580) звучание не супер, но и не плохое (ох, избалован я хорошим звуком!). При выключении питания в наушниках раздается неприятный звук. Самый большой прикол – в наушниках не регулируется тембр!!!

Выводы о Top device TD 180 / 2.0

  • Хоть эта фраза уже и набила оскомину, но для своей цены – отличная штука.
  • А выглядит усилитель вообще отпад. На 200баксов! Колонки же на вид – отстой полный (на мой вкус).
  • Усилитель лучше колонок. Сделан очень добротно и грамотно.
  • Устройство позиционтруется и для прослушивания СД/ДВД. Ну что ж, подключить плеер не проблема, играть будет.
  • Если вы слушаете только мр3, то качество звучания вас скорее всего устроит. Может не хватить низких, но это смотря на чей вкус. В принципе, наверное устроит почти любого нетребовательного слушателя.
  • Внешний усилитель – очень хорошее решение! Если бы его засунули в одну из колонок, он бы занял там все место, по крайней мере пловину, так что для звука места в корпусе колонки явно бы не хватало. Либо пришлось бы делать усилитель похуже. А здесь усилитель – гордость всей системы. Да и сделан хорошо. Вообще, в системах, претендующих на качество, о встроенных усилителях пора забыть (я имею ввиду такие вот малогабаритные колонки).

Часть 2. Усилитель.

Схема усилителя

Усилитель оказался не только хорошо сделан, но и хорошо спроектирован. Вот его схема с некоторыми упрощениями (не показаны цепи бесшумного включения-выключения усилителя мощности, питания светодиодов и разделения земли предусилителя и усилителя мощности:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Схема лаконичная, и довольно оптимальная. Мне она (практически) понравилась – ничего лишнего, минимум межкаскадных конденсаторов (они установлены там, где действительно необходимы), развязки по питанию. Используется 2 шт. ОУ типа 4558 – вполне нормальные и достаточные для подобного устройства, усилитель мощности на микросхеме TDA7265. Несмотря на то, что это довольно ходовая микросхема для средних мультимедийных колонок, на мой взгляд, ее применение здесь неоправданно – она все же слабоватая и по мощности, и по качеству. Поскольку делается претензия на Hi-Fi, то и надо было ставить что-то лучшее. Например, очень хорошо бы сюда подошла TDA7294 или LM3886. И места в корпусе под эти микросхемы вполне достаточно.

Питание дает трансформатор габаритной мощностью ватт 30 (сердечник Ш16х32), этого достаточно. Но вот напряжение он выдает низкое – всего 2х14 вольт переменки. Выпрямленное получаем 2х17,7 вольт, так что ни о каких 30 Вт на канал говорить не приходится (если бы напряжение питания не “проседало” под нагрузкой, и падение напряжения на выходниках мощника было бы равно нулю, то даже в этом случае на колонках сопротивлением 6 Ом получили бы максимальную мощность 26 Вт!). От силы можно получить 10…15 Вт на канал при таком питании.

Конденсаторы фильтра 4700 мкФ – довольно хорошо (если усилитель ставят внутрь колонок, то чаще используют 2200 мкФ), но можно и больше. После фильтра идет стабилизатор на 12 вольт для питания ОУ. Каждый из операционников питается через свой фильтр, что снижает их взаимное влияние (хотя емкости этих фильтров можно было бы взять и побольше). Параллельно электролитам в питание включены керамические конденсаторы, помогающие электролитам работать на частотах выше 4…6 кГц, где те уже не справляются. Правда керамика довольно посредственная (см. Сравнение: конденсаторы для усилителей) и вносит некоторые искажения, но их незаметно на фоне электролитов (которые “берут на себя” почти весь сигнал) и не очень высококачественной микросхемы. Интересно, что в питание микросхемы мощника включены конденсаторы 220 мкФ, установленые рядом с нею. В принципе, без них можно было и обойтись, но с ними чуть-чуть (исчезающе мало), но лучше. Непонятно – то ли разработчики применили здесь “правило хорошего тона”, расположив конденсаторы на минимальном расстоянии, то ли разрабатывали эту часть саму по себе, взяли схему из даташита, там конденсаторы указаны, значит и сюда надо ставить. И даже и не подозревали, что конденсаторы основного фильтра – вот они, рядом.

Понравилась разводка земли. Например, земля предусилителя отделена от земли наушников и темброблока и от земли мощника. В мощнике отдельные проводники используются для питания, отдельные – для сигнала. ЗЕмли каждой из колонок проведены в общую точку отдельными проводниками. Такое решение нормально для качественной аппаратуры, а в дешевой – встречается редко.

Первый ОУ усиливает сигнал примерно в 2,5 раза. На его вход сигнал подается с разъемов через резисторы 1 кОм. При этом, если включить сразу два источника сигнала, то их сигналы суммируются, но источники влияют друг на друга. Но реально это влияние исчезающе мало, а плюсом такого решения (помимо максимальной простоты) является то, что один из входов может служить выходом, когда сигнал “проходит насквозь”! Т.е. к “тюльпану” подключили выход звуковухи, а в “джек” воткнули вход сабвуфера, и сигнал со звуковой карты воспроизводится устройством и передается дальше на саб. Правда регулировать громкость саба можно будет только звуковой картой. На входе установлены конденсаторы С120, С121 емкостью 330 пФ, которые фильтруют ВЧ помехи. А вот конденсаторы С100, С101, предназначенные для защиты входа от попадания туда постоянного напряжения, имеют емкость слишком маленькую. Другая функция этих конденсаторов – подавление инфранизких частот (сабсоник-фильтр) – тоже вещь нужная и полезная, особенно принимая во внимание, что колонки имеют фазоинвертор, на который не стОит подавать сигнал ниже частоты его настройки. Но все же емкость маловата. С такой емкостью – 0,1 мкФ – частот среза входного фильтра около 35 Гц.

С выхода первого ОУ сигнал (без разделительных конденсаторов) идет на регулятор громкости, а с него на вход второго ОУ, включенного повторителем. Он выполняет две функции – отделяет регулятор громкости от темброблока и выдает сигнал на наушники. Интересно, что ко входу этого второго ОУ подключен постоянный резистор, соединенный с “землей”. Это редкое для дешевой техники решение, направленное на уменьшение хрипов при вращении ручки регулировки громкости при износе переменника. С выхода ОУ сигнал через низкоомный резистор (для защиты от КЗ? – да и то вряд ли) идет на разъем наушников. Разъем имеет внутри контакты, которые размыкаются, если в разъем вставить штеккер. Тогда сигнал дальше не идет, и колонки при включении наушников замолкают. Огорчает, что микросхема 4558 не позиционируется как имеющая большой выходной ток и способная работать на низкоомную нагрузку. Так что вполне возможно, что при подключении низкоомных наушников (мои имеют 300 Ом) звук будет не очень хорошим.

С выхода микросхемы сигнал идет на темброблок и одновременно на делитель из двух резисторов по 20 кОм, а потом переключатель задает, что именно попадает на выход. Если сигнал снимаем с темброблока, то он (темброблок) задействован. Если с делителя – то получается “обход” темброблока. Делитель нужен, чтобы уровнять уровни сигнала (пассивный темброблок ослабляет сигнал), он ослабляет сигнал в 3 раза (с учетом входного сопротивления TDA7265, равного 20 кОм). С темброблока сигнал снимается немного нетрадиционно, но так можно. А вот номиналы деталей – странноватые, явно не обошлось без “китаизма”.

С переключателя сигнал поступает на микросхему мощника. Здесь уже есть разделительный конденсатор, и он здесь нужен и емкость его вполне нормальная. И в который раз встречается конденсатор 330 пФ, подавляющий ВЧ помехи! Похоже, что на нем зациклились! Схема включения TDA7265 стандартная, чуть-чуть отличаются номиналы деталей, но это абсолютно неважно.

Вот и все. Просто и со вкусом. И не без некоторой шизы, но в меру.

Параметры усилителя

Начнем с мощности. Вот осциллограммы выходного напряжения усилителя на активной нагрузке 6 Ом (сопротивление колонок по постоянному току 5 Ом, отсюда я вывел их импеданс 6 Ом). Слева частота 1 кГц, справа – 20 кГц:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Обратите внимание на чистое ограничение. Уровень ограничения в обоих случаях одинаков (что тоже хорошо) и равен 13,8 вольт. Считая это значение максимумом, можно определить максимальную выходную мощность – 15 Вт. А не 30, как по паспорту! Что сделаешь – Китай!

Раз уж мы подключили осциллограф и смотрим максимальные сигналы, давайте глянем и на блок питания – хватает ли конденсаторов фильтра. Снова подаем сигнал большой амплитуды, но на этот раз все внимаение на напряжение питания (красная линия на осциллограмме). Цифрами внизу указан размах напряжения питания р-р, т.е. величина пульсаций. Левый рисунок – частота сигнала 1 кГц, правый – 80 Гц.

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Пульсации вполне допустимы, хотя и хотелось бы поменьше. На левом графике хорошо видно, как при увеличении напряжения питания (красная линия) растет и максимальная амплитуда выходного сигнала (синяя линия) – у “синей полосы” получились неровные края (это не муар осциллограммы – это проявление пульсаций!). Максимальные пульсации получились порядка 2,2 вольта (в плече) – коэффициент пульсаций порядка 0,12. В принципе нормально.

Теперь разберемся, почему левый канал играет громче. Коэффициент усиления усилителей обоих каналов практически одинаков и примерно равен 21,7 раз. Значит дело в регуляторе громкости. Вот зависимость уровня выходного сигнала обоих каналов в зависимости от положения регулятора громкости:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Видно, что при средней громкости левый канал громче, а при совсем малой – гораздо громче правый канал. Применяемые в устройстве потенциометры радиальной конструкции – резистивные подковки имеют разный диаметр и нанесены одна внутри другой. Такая конструкция (да еще с логарифмическим законом изменения сопротивления от угла поворота) имеет довольно большой разброс сопротивлений, особенно если резистор дешевый.

Теперь измерим АЧХ усилителя. Я это делаю по старинке – при помощи звукового генератора и вольтметра переменного тока. График слева – регуляторы тембра в среднем положении, при этом “обход” темброблока применяется (синяя линия) и не применяется (красная). Правый график – темброблок включен и регуляторы установлены в положение максимального подъема АЧХ и максимального спада АЧХ (масштаб графиков по вертикали в дБ, на правом рисунке даны изменения усиления относительно усиления на частоте 1 кГц):

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Сразу можно сделать множество выводов.

1. АЧХ имеют завал на низких – отсюда их маловато в звуке.

2. При включенном темброблоке и регуляторах, установленных в среднее положение, на частоте 200 Гц начинается провал. Видимо родные колонки немного бубнят, поэтому когда темброблок включен, провал АЧХ уменьшает бубнение. Подъем в районе 2 кГц “приподнимает” средние, которых в родных колонках немного не хватает. В результате кривая АЧХ усилителя “исправляет” кривизну колонок, поэтому с отключенным “обходом” звучание мне понравилось больше.

3. На ВЧ есть небольшой завал, но малозаметный (~1,5 дБ на 20 кГц). Более высокие частоты завалены сильнее – это предохраняет усилитель от перегрузки ульразвуковыми частотами, что в общем неплохо.

4. При подъеме высоких частот регулятором тембра в действительности поднимаются не только высокие, но и средние. Отсюда и неприятное звучание.

Искажения усилителя

Искажения усилителя измерялись на активной нагрузке 6 Ом в каждом из каналов. И входной сигнал подавался на оба канала сразу – таким образом блок питания получал полную нагрузку и его влияние на сигнал полностью учитывалось.

1. Выходное напряжение 2 вольта (амплитудное значние), что соответствует выходной мощности 300 мВт, на которой обычно негромко слушают компьютерные колонки. Включен “обход” темброблока:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Искажения малы, а вот помехи с частотами, кратными сетевой, довольно большие, из-за них отношение сигнал/шум получается довольно слабым – всего 56 дБ. Хотя для компьютерных колонок – вполне сойдет. Зачастую, если электронные потроха находятся внутри колонки, получается хуже.

2. Выходное напряжение 12 вольт (амплитудное значние), что соответствует выходной мощности 12 Вт, это практически максимум для усилителя. Включен “обход” темброблока:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Отчетливо видны многочисленные гармоники. А что делать – работаем на пределе возможностей. И все же микросхема TDA7265 довольно неплохая – искажения вполне приемлимы.

3. Выходное напряжение 12 вольт (амплитудное значние), но частота уже 10 кГц. Режим “обхода”:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Искажения растут с ростом частоты (что неудивительно), но все еще в пределах приличия. Для такого устройства – очень даже нормально.

4. Повторяем то же самое, но с включенным темброблоком. Регуляторы в среднем положении:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Искажения практически не растут, по идее так и должно быть.

5. На частоте 10 кГц и регуляторы тембра в положении максимального подъма АЧХ:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Тут изменения больше, но все еще неплохо.

6. Для лучшей оценки линейности посмотрим интермодуляционные искажения. На выходе те же 12 вольт амплитуды (суммарного сигнала), тембр “обходим”. Сначала стандартное измерение:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Очень хорошо! Но мне стандартный способ измерения не очень нравится – уж очень он “щадящий”. Его приняли под давлением производителей, желающих получить красивые цифры в рекламных целях. Поэтому проведем

7. жесткий тест на IMD (условия те же):

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Я не гарантирую, что “Спектралаб” понимает, как правильно вычислить IMD в этом случае (поскольку задавались произвольные частоты 18 и 19 кГц), но похоже, что все посчитано верно. Тест показал, что даже на таких высоких частотах усилитель довольно линеен. Далеко не всякий советский усилитель 80-х годов на такое был способен.

Собственный шум, наводки и пульсации напряжения питания.

Измерения при отключенном входном кабеле:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Шум довольно маленький – шумовая полка низкая. А вот составляющие с частотой кратной 50 Гц довольно велики. Обычно нечетные гармоники – это наводки, а четные – пульсации двухполупериодно выпрямленного напряжения питания. Проверяем – с ростом выходной мощности пульсации должны расти:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

Нечетные гармоники не изменились, а четные – растут. Точно, пульсации. Они сравнительно невелики – значит емкости конденсаторов фильтра в общем-то достаточно, как мы уже видели.

Тепловой режим.

В усилителе примнен настоящий (из алюминиевого проката) радиатор, что тоже довольно необычно – в моем недешевом ресивере “Пионер” и то радиатор сделан из алюминиевой пластины с приклепанными к нему ребрами – так дешевле. При длительной работе на холостом ходу (пока измерялись АЧХ) нагрев такой:

  • Температура воздуха = +26 градусов
  • Температура трансформатора (магнитопровод) = +32 градуса
  • Температура радиатора (возле микросхемы) = +37 градусов

После 20-ти минутной работы на нагрузку 6 Ом обоих каналов на такой большой громкости, что происходил клиппинг:

Обзор и доработка мультимедийной системы Top device TD 180/2.0

В результате температурный режим стал следующим (верхняя крышка снята):

  • Температура трансформатора (магнитопровод) = +38 градусов
  • Температура радиатора (возле микросхемы) = +65 градусов

Очень даже неплохо! Но не закрывайте вентиляционные отверстия, и не ставьте усилитель “на брюхо”.

Читайте продолжение на стр. 2.